Потомок Василия Михайловича Карамзина, старшего брата историографа, побывал в Ульяновске

Фёдор Богородский, потомок Василия Михайловича Карамзина, старшего брата историографа, побывал в Ульяновске в Карамзинскую ассамблею, 10-12 декабря, стал участником Большого исторического собрания, встретился со студентами в Ульяновском государственном университете и с посетителями Дворца книги.

Фёдора Богородского с полным правом можно назвать «гражданином мира», который по роду своей деятельности часто бывает в разных уголках земли и встречается с людьми, кому не безразлична русская культура.

В Ульяновск Фёдор приезжает в третий раз. Первый приезд был связан с экономической деятельностью, в 2012 году он был участником заседания Общего собрания Экологической палаты Ульяновской области, посвящённого проблемам водоснабжения региона. По собственной инициативе Фёдор Богородский посетил места, связанные с именем своего великого предка, также побывал в Литературном музее «Дом Языковых».

Во второй раз Фёдор приезжал в Ульяновск в сентябре 2016 года в рамках VI международного культурного форума, принял участие в заседании секции «Российская презентация программы «Литературные города ЮНЕСКО»: для чего российским городам стремиться стать креативными городами ЮНЕСКО?», рассказав о литературном процессе в странах Латинской Америки. Чуть ранее, в этом же году, в день памяти Н.М. Карамзина, 4 июня, был проведён телемост между Ульяновском и Монтевидео (Уругвай), имеющими статус литературных городов ЮНЕСКО, где вместе с представителями учёной общественности Монтевидео Фёдор выступил как глава Дома Карамзиных в Уругвае.

Третий приезд его, как потомка Карамзиных, был вписан в рамки Карамзинской ассамблеи (декабрь 2016 года) и в её ключевое событие – Большое историческое собрание.

Одна из встреч состоялась в Ульяновском государственном университете. Общаясь со студентами и преподавательским составом, Фёдор рассказал о себе, посмотрел фильм-путешествие по карамзинским местам Ульяновска, созданный студентами, предложил сотрудничество в рамках двух университетов – Ульяновского и республиканского университета Уругвая. На вопрос, существует ли литература Уругвая, он рассказал, что в основе её лежит народная культура гаучо, пастухов испанских и португальских колоний. Это своеобразные диалоги в стихах, послужившие основой испанской литературы. Свою главную миссию Фёдор видит в том, чтобы в Уругвае и Южной Америке в целом знали русскую литературу и культуру, а для этого необходимо, чтобы книги были переведены на испанский язык и нашли доступ в электронном и печатном виде к гражданам Латинской Америки.

В старейшем учебном заведении нашего города – классической гимназии № 1, утром 12 декабря состоялось награждение победителей конкурса буктрейлеров «Мой современник — Карамзин». Фёдор Богородский побывал на мероприятии и вручил награды победителям. Он отметил заинтересованный подход участников конкурса к наследию Н.М. Карамзина и его оригинальному воплощению.

Выступая на Большом историческом собрании, Фёдор отметил заслуги Н.М. Карамзина в написании «Истории государства Российского», высокую духовность этого труда и его непреходящую современность. Говоря о своих пристрастиях, отметил, что ему более близок Карамзин-поэт, его замечательный слог и стиль, хотя Карамзина-поэта знают и в России, и за рубежом очень мало.

В своём выступлении на Большом историческом собрании Фёдор Богородский высказал четыре пожелания к Ульяновску. Первое – реализовать совместный партнёрский проект по созданию полнометражного игрового художественного фильма о Н.М. Карамзине. Как известно, его двоюродный брат, Андрей Разумовский, недавно, к сожалению, скончавшийся, ранее руководил студией «Фора-фильм М». Он – создатель фильма «Три женщины Достоевского», который был показан в Латинской Америке на испанском языке и вызвал большой интерес публики. «До смерти моего брата мы делали сценарную заявку на фильм о Карамзине, которая, к сожалению, сейчас лежит на столе. Имеется большое желание найти партнёров для реализации этого проекта, чтобы запустить работу в следующем году» — сказал в своём выступлении Ф. Богородский. Подобное пожелание – сделать фильм о Н.М. Карамзине – прозвучало и в выступлении директора музея «Остафьево - «Русский Парнас» Анатолия Коршикова.

Вторым пожеланием было наладить книгообмен между Ульяновском и Монтевидео, создать открытую электронную библиотеку. Но для этого книги должны быть переведены на английский и испанский языки, оцифрованы (испанский язык занимает третье место по частоте использования в Интернете). Карамзин практически не издаётся на испанском языке в Латинской Америке. Сам Фёдор хотел бы перевести «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина на испанский язык и обязательно его «Сказки», которые ему были подарены в прошлый приезд в Ульяновск. Третьим пожеланием было установить долговременные контакты между университетами и библиотеками (возможно, и музеями) в реализации совместных культурологических проектов. Выступая парламентёром русской культуры в Уругвае и наблюдая интерес к русской культуре жителей соседних стран – Парагвая, Чили, Аргентины и Бразилии, Фёдор ранее уже реализовал замечательный проект «Русская культура» («Cultura Rusa»). Туристы из этих стран стали посетителями выставки. В то же время среди отзывов были отмечены интересные записи туристов из США и Европейского союза.

И четвёртое пожелание исходило от Фёдора Богородского-экономиста и бизнесмена – открыть представительство по продаже автомобилей «УАЗ» в Уругвае.

В дни своего пребывания в Ульяновске Фёдор Богородский ответил на многочисленные вопросы журналистов, рассказывал о современной жизни в Уругвае и о возможных контактах с Ульяновской областью. Как пояснил Ф. Богородский, «… в Латинской Америке востребована техника для фермеров. Потому что это прежде всего аграрная страна, и в ней распространено фермерство, сельское хозяйство, животноводство, виноделие. Чем может быть интересен Ульяновск? Тем, что в Ульяновске есть УАЗ, а спрос на подобного рода машины в Уругвае очень большой. Китайские джипы не долговечны и ненадёжны, а латиноамериканцы любят качество. Я удивлён, что этим никто не занимался. Кроме того, Латинская Америка – вторая родина «Жигулей», и «УАЗиков», раньше советская техника поставлялась через Бразилию в другие страны, УАЗ был популярен в Министерстве обороны Бразилии, Уругвая и Аргентины. И лишний рынок сбыта Ульяновску не помешает. Об этом я разговаривал с Губернатором».

В интервью журналистам он сообщил, что ему нравятся ульяновцы, они добрые, душевные, приветливые в общении. Понравилась чистота города, его управление, понравился Губернатор, который болеет за своё дело, пытается улучшить жизнь региона.

Переходя к дню сегодняшнему, Фёдор напомнил, что в июне 2016 года, в День памяти Н.М. Карамзина, в Ульяновске прошёл телемост «Ульяновск-Монтевидео», в котором приняли участие представители власти, культуры и образования Монтевидео и Ульяновска. Это был первый шаг к началу совместного культурного диалога двух литературных городов ЮНЕСКО. Заинтересованность проявили обе стороны – в реализации выставочных проектов, переводе лучших образцов русской литературы на испанский язык и испанской – на русский, популяризации литературы и книгообмене, взаимодействии университетов и библиотек. Сейчас пришло время конкретных решений и действий.

Свободного времени в эти карамзинские дни у Фёдора практически не было. Перед началом Большого исторического собрания Фёдор принял участие в церемонии гашения юбилейного конверта с представителями ФГУП «Почта России-Ульяновск». Вечером 12-го декабря он посетил ульяновские музеи в рамках акции «Историческая ночь в музее», с интересом посмотрел новую экспозицию «Карамзин и Симбирский край» в литературном музее «Дом Языковых», среди экспонатов которой есть вещи, переданные его бабушкой Софьей Васильевной Разумовской во время визита к ней наших коллег, в то время сотрудников литературного музея «Дом Языковых»Елены Беспаловой и Ларисы Ершовой.

Всем интересно знать, какую ветвь рода Карамзиных продолжает его фамилия. Об этом он сам подробно написал на страницах своего сайта http://bogorodskiy.com/page10.php и рассказал в беседах с журналистами.

Как известно, Василий Михайлович Карамзин, старший брат историка Николая Михайловича Карамзина, соединился гражданским браком со своей крепостной, фамилия которой была Рамзина (по фамилии первого помещика). От неё он имел четырёх детей: Николая, Михаила, Ольгу и Анастасию. Ольга вышла замуж за Д.М. Ниротморцева, последний потомок которых, Михаил, погиб незадолго до революции 1917 года. Брат Ольги, Михаил жил также в имении отца и имел двух сыновей, одного из которых звали Василием в честь отца. У Василия родились две дочери – Юлия и Софья. Юлия, талантливая художница, рано умерла от туберкулёза. Софья вышла замуж за банкира Антонина Васильевича Залесова, который умер в родном городе Чистополе и там же похоронен. Супруги имели пятерых детей, в том числе дочь Юлию, которая вышла замуж за Василия Ивановича Разумовского, прадеда нашего гостя, Фёдора Богородского.

Профессор Василий Иванович Разумовский (1857-1935), заслуженный деятель науки, великолепный организатор, был известен не только в России, но и за рубежом. Благодаря его организаторскому таланту были созданы три государственных императорских университета – в Баку, Тбилиси и Саратове, первым ректором которых он был назначен. Он стоял у истоков нейрохирургии, был великолепным диагностом.

Софья Васильевна Разумовская (1901-1994), бабушка Фёдора по отцовской линии, - один из старейших русских искусствоведов, заслуженный деятель искусств РФ. Родилась в Казани в 1901 году в семье профессора, хирурга В.И. Разумовского, окончила Саратовскую консерваторию и романо-германский факультет Московского государственного университета. Она автор более 150 искусствоведческих работ, посвящённых известным советским художникам 20 века: А. Кравченко, С. Герасимову, Н. Крымову, В. Ватагину, В. Мешкову, Г. Шегалю и другим. Четырнадцать лет её жизни отданы Музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Кипучая, энергичная натура, человек, влюблённый в своё дело, Софья Васильевна, всю свою жизнь преданно служила советскому искусству.

Софья Васильевна связала свою судьбу с Фёдором Семёновичем Богородским (1895-1959), дедом Фёдора, который был родом из Нижнего Новгорода. Ф.С. Богородский, член-корреспондент Академии художеств СССР, видный советский художник, профессор, заслуженный деятель искусств РСФСР, автор многих известных картин: «Матросы в засаде», «Братишка», серии картин на темы о беспризорниках, драматичного, торжественного «Реквиема» («Слава павшим героям») и многих других. Советская эпоха с её великими именами разносторонне соприкоснулась с именем Фёдора Семёновича. В юности талантливый молодой человек входил в среду, где творили В. Маяковский, С. Есенин, В. Хлебников, Н. Асеев. Балтийский матрос, объятый вихрями революции, спортсмен, выполняющий сложные трюки на цирковой сцене, молодой увлечённый поэт, сменивший «жёлтую кофту» футуристов на морскую тельняшку, полный Георгиевский кавалер, ВХУТЕМАСовец, всю свою жизнь связавший с живописью. Будучи художником, он хорошо знал Горького, жил у него в Сорренто, сопровождал Горького по возвращении в Советский Союз, написал его портрет, сделал много очень живых, выразительных зарисовок писателя за работой, на отдыхе, за беседой и т. д. Такова удивительная судьба его деда.

Отец Фёдора, Дмитрий Богородский,академик Академии киноискусства Российской Федерации, член Союза кинематографистов РФ и Московского союза художников. Автор более 20 полнометражных художественных фильмов, среди которых «Достояние республики», «Ура, у нас каникулы!», «Центровой из поднебесья», «Марка страны Гонделупы», «Раз-два, горе – не беда» и многих других. Мать – Наталья Богородская, математик, кибернетик, автор многочисленных проектов в информационных технологиях, среди которых выпуск первой карты «МастерКард» и установка первого в России банкомата.

Фёдор родился в Москве в советские годы, учился в советской школе, в детстве, как это часто бывает в семьях, ребёнку старались привить любовь к музыке, живописи. Но судьба распорядилась по-другому, хотя тяга к искусству осталась в душе на всю жизнь. Настали 90-е годы, страна менялась, менялись её политические и экономические ориентиры, формировался рынок, возникали новые товарно-денежные отношения. И в нужное время и в нужном месте попала в руки книга Т. Драйзера «Финансист». Она-то и решила судьбу. Фёдор получил экономическое образование, окончив Московский финансовый институт и Московскую академию финансов при Правительстве России. О том, как дальше продолжала расти и меняться его финансово-экономическая деятельность, он довольно подробно рассказал на своём сайте. Нас же он интересовал, прежде всего, как потомок древнего знаменитого рода Карамзиных, связавшего его с Симбирской-Ульяновской землёй.

О себе и своих знаменитых предках Фёдор рассказывает охотно, отвечает на все вопросы, которые ему задают. Он живо интересуется историей своего великого рода, много знает о нём, и многое ещё хочет узнать от людей, имеющих отношение к имени Карамзина.

О том, что он — потомок великого рода, Фёдор, по его словам, узнал ещё в раннем детстве от своей бабушки, Софьи Васильевны Разумовской. Она рассказывала ему об истории семьи, откуда они родом, кто и где родился, и как переплелись известные в России фамилии с фамилией Карамзины. Как известно, дедом Василия Карамзина был Егор Карамзин, а прабабкой Екатерина Филипповна Суровцева (дочь помещика Филиппа Суровцева), сестра помещика И.Ф. Суровцева, от которого Василий получил земли в Симбирском крае «вверх речки Гущи и на речке Касмынке и Каменке». Бабкой Василия была Екатерина Петровна Аксакова, чей брат, Михаил, был дедом писателя С.Т. Аксакова.

Рано утром 13-го декабря наш гость успел до отъезда в аэропорт посетить храм Благовещения Пресвятой Богородицы, что на улице Шолмова в дальнем Засвияжье.

Этот храм по благословению высокопреосвященнейшего архиепископа Симбирского и Мелекесского Прокла перенесён из родовой усадьбы Карамзиных и построен в 1995 году трудами протоиерея Георгия Халимонова на основании Распоряжения Главы администрации Ульяновской области № 1349 от 17.12.1993, о чём свидетельствует запись на мемориальной табличке у входа в храм.

… Покидая в третий раз ульяновскую землю, Фёдор спешил домой, в тёплый Уругвай, хотя и в Москве у него ещё было много дел. А в далёком Монтевидео его ждал маленький семилетний сын Александр. Он уже читает по-испански «Евгения Онегина» и засыпает под звуки русского романса, который играет ему перед сном отец.

Комментарии недоступны