О Карамзине как о великом «инженере сознания» и современных картинах мира

11 сентября 2015 года в отделе редких книг и рукописей Дворца книги-Ульяновской областной научной библиотеки имени В.И. Ленина состоялось открытие интерактивной медиавыставки «Новый Буквоскоп и Совершенные картины мира».

Проект – победитель грантового конкурса 2015 года коллективов самодеятельного художественного творчества в Ульяновской области, творческих проектов и инициатив в сфере социально-культурной деятельности «Ульяновская область – творческий регион» в номинации «Традиции и развитие».

Выставка открылась в рамках V Международного культурного форума «Креативный регион – сильная страна» и литературного фестиваля «Слово. Том первый».

Организаторы проекта – Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области, Карамзинский фонд поддержки культурно-исторического наследия, фонд «Ульяновск – культурная столица», Дворец книги-Ульяновская областная научная библиотека имени В.И. Ленина, студия «Дирижабль».

В мемориальной экспозиции «Карамзинская общественная библиотека» рядом со старинными фолиантами, книгами, воспитавшими Карамзина, поселились необычные конструкции – авторские модели мира, основанные на знаниях, достигнутых в 18 веке. Медицина и философия, история и биология, географические открытия, путешествия, достижения в области химии и физики – те области знаний, открытия в которых навели современных художников-дизайнеров, авторов «книги художника» на выражение собственных представлений о мире, тем самым убедив, что картина мира не статична, она постоянно меняется, и те знания, которым удивлялись современники века минувшего, дают мощный импульс к развитию мысли, фантазии, творчества и сегодня.

Выступая на открытии выставки, председатель Фонда «Ульяновск – культурная столица» Галина Муромцева, в частности, отметила: «То, что здесь сегодня происходит, действительно интересно. Сегодня мы открываем очень интересный и очень нужный проект. Скажу вам по секрету, я вчера не выдержала и пришла сюда, чтобы хоть одним глазком посмотреть. И вы знаете, какая была реакция – остаться. Хочется остановиться и подумать над каждым экспонатом. Огромное спасибо нашим давнишним партнерам – Андрею Суздалеву и Евгению Стрелкову». Г.А. Муромцева вручила благодарственные письма участникам проекта Андрею Балдину, Евгению Стрелкову, Андрею Суздалеву.

О выставке отозвалась заместитель директора Ульяновского драматического театра им. И.А. Гончарова, председатель Общественного совета при Министерстве искусства и культурной политики Ульяновской области Анна Маркеш Карвалейру: «Мое знакомство с этими людьми началось с выставки «Ниже нижнего». Их замечательные книги и мифотворчество показались мне очень важным аспектом переосмысления другой, альтернативной истории. И, конечно, я очень благодарна за возможность, прикоснуться к потрясающему искусству, которое явилось для меня откровением. И Карамзин предстает здесь многогранной личностью».

Показать, каким образом формировался и совершенствовался наш русский язык благодаря «инженерии мысли» Карамзина и как книги, создавшие «крепость знаний» в веке восемнадцатом и воспитавшие Карамзина, повлияли на формирование современной картины мира глазами современных художников – таков смысл проекта.

Выступая на открытии, один из участников проекта, писатель, архитектор, метагеограф, лауреат премии «Большая книга» Андрей Балдин представил свою уникальную книгу «Новый Буквоскоп или Запредельное странствие Николая Карамзина». Эта рукодельная книга – итог новых авторских исследований о Карамзине. Она поэтапно рассматривает европейское путешествие Карамзина в 1789-1790 гг. К общему дорожному рассказу приложены дополнения: перевод на французский язык одноимённого эссе 2009 года (перевод Франсуазы Лесюр), эссе «Три славы» и «Первый взгляд» о ранних симбирских наблюдениях Карамзина.

Андрей Николаевич пояснил, что во времена Карамзина многие пытались найти совершенный инструмент мысли – надёжный, математически выверенный, способный, как через оптическое стекло, показать суть вещей и слов: «Буквоскоп – не выдумка журналистов, а реальная ментальная машина, которая очень успешно вертится в нашей голове. Мы через буквы, через слова воспринимаем мир, и Карамзин отлично это понимал. Нам нужно понять работу этого великого инженера. Мы знаем его как историка, но нужно еще узнать его как исследователя и чертежника слова».

Отдельные экспонаты участников проекта дополняют друг друга, а порой спорят между собой. Каждый из них отсылает к своему прототипу или предшественнику – ведь библиотечные раритеты выставлены рядом.

Комплект из пяти книг-раскладушек «Венера и Юпитер» Андрея Суздалева, «Радиопетля» Дмитрия Степанова, Книга-кодекс «Agua» Дмитрия Бабенко, «Bookbuster» Валерия Корчагина, опыт ностальгической деконструкции «Дворец Советов» Михаила Волохова, Книга-континуум или перцептивная структура иллюзорных пространств Ивана Александрова, «Таблица Гмелина» Евгения Стрелкова – эти уникальные конструкции говорят нам о том, как текуч мир, сколько информационных, событийных, эмоциональных потоков омывает нас, и пусть дважды нельзя войти в одну и ту же реку, но можно попытаться оставить «царапину на вечности» своим ручейком смыслов.

Свои пояснения к проекту дал его куратор, художник, дизайнер, издатель Евгений Стрелков: «Все мы были потрясены богатством, которое расположено в этих шкафах. Нам стало интересно, раз Карамзин формировался здесь, на рубеже 18-19 веков, чем же он был сформирован? И мы попросили помощи у коллег из библиотеки. Они отнеслись с пониманием к нашему интересу. Они подготовили и показали нам те книги, по которым мог учиться Николай Михайлович Карамзин. Так как Карамзин создал новую систему мира, мы хотели посмотреть, какие системы мира были зафиксированы в этих книгах».

Элина Деревянко, г. Брест, Беларусь: «Мне кажется, потрясающая выставка. Это возможность побывать в библиотеке, как в музее, и возможность интерпретировать книги не как книги, а как уникальные произведения искусства. И возможность вообще по — другому взглянуть на мир книг».

Юлия Петрова, директор Музея русского импрессионизма (г. Москва): Очень сложная в построении, многоуровневая выставка. И радостно и приятно, что она вызвала такой горячий отклик. Выставка, несомненно, требует от публики, от каждого человека, кто приходит, интеллектуальной работы. То есть недостаточно просто смотреть на стены, восхищаться, любоваться, а нужно очень много думать. И готовность такую выставку воспринимать, достойна оваций».

Выставка продлится до 31 октября. Заказ экскурсий по телефону (8422) 44-30-41.

Комментарии недоступны