Читать пространство через века. О проекте «Новый Буквоскоп и Совершенные картины мира»

11 сентября 2015 года в 14.00 во Дворце книги (пер. Карамзина 3/ 2) в рамках Международного культурного форума в Ульяновске открывается интерактивная медиавыставка «Новый Буквоскоп и Совершенные картины мира». Данный проект – победитель конкурса на получение государственной поддержки (гранта) творческих проектов и инициатив в сфере социально-культурной деятельности «Ульяновская область – творческий регион».

В Год литературы и в преддверии 250-летия со дня рождения Н.М. Карамзина Карамзинский фонд поддержки культурно-исторического наследия реализует проект – новую совместную инициативу библиотеки, художников-дизайнеров и писателя-архитектора. На базе редких изданий рубежа XVIII-XIX веков из фондов мемориальной экспозиции «Карамзинская общественная библиотека» участники проекта представят современную картину мира, основы знаний которой уходят в глубины веков.

В мемориальной экспозиции «Карамзинская общественная библиотека» хранятся книги, отражающие достижения научной и общественной мысли карамзинской эпохи. «Новый Буквоскоп» – это «продолжение Карамзина», отражение мира новым языком, новые смыслы, прочитываемые в словесной оболочке разными способами образного выражения – визуальными, тактильными, слуховыми, даже вкусовыми. Это современная картина мира сквозь призму языка, образное отражение материальных и духовных ценностей мира.

А пока продолжаются работы по созданию и открытию интерактивной конкурсной медиавыставки «Новый Буквоскоп и Совершенные картины мира». Творческий коллектив проекта – художники-дизайнеры, музейные проектировщики, дипломанты многих музейных и художественных конкурсов Евгений Стрелков (Нижний Новгород), Андрей Суздалев (Москва), Николай Селиванов (Ставрополь), Александр Свирский (Москва) и писатель, архитектор, метагеограф, лауреат премии «Большая книга» Андрей Балдин (Москва) – готовят свои экспонаты и работают над созданием экспозиции выставки.

В реализации проекта большую помощь оказали сотрудники отдела редких книг и рукописей Дворца книги-Ульяновской областной научной библиотеки – Людмила Ивашкина, Венера Морозова, Ксения Грачёва.

Проект «Новый Буквоскоп и Совершенные картины мира» был представлен на Московском международном открытом фестивале «Книги России» 28 июня 2015 г. Один из авторов и участников проекта писатель, архитектор Андрей Николаевич Балдин так прокомментировал данную идею: «Родился такой проект, который позволил бы нам заглянуть в то живое и очень новое прошлое. Обычно мы говорим о Карамзине в прошлом времени. Все верно, он первый великий историк, но нам надо понять простую вещь, что это был человек будущего. Он создал язык, которым мы по инерции пользуемся. Мы внимательнее вглядываемся сегодня в эту многогранную личность и видим в Карамзине футуриста фантастической смелости и дальновидности».

Вот именно в этом и состоит задача авторов проекта – показать, насколько современен Карамзин, и насколько современны научные открытия той эпохи, вдохновлённые новыми смыслами наших современников.

Карамзин очень рано осознал, что источником познания мира является язык. Менялась жизнь, менялся язык, постижением которого занимались великие предшественники Карамзина. В реформировании языка Карамзин пошёл дальше своих великих учителей и современников: Ломоносова, Державина, Фонвизина, Новикова. В предисловии ко второй книжке альманаха «Аониды» он писал: «Один гром слов только оглушает нас и никогда до сердца не доходит». До сердца не доходит… То есть, язык оставался той мёртвой конструкцией, которая уродливо громоздилась на гребне жизни, не впитывая в себя живительные соки её преображения. Карамзин едет в Германию, Швейцарию, Францию, Англию, изучает язык и сопоставляет, насколько полно и конструктивно он отражает жизнь того или иного народа. Главное стремление Карамзина – постижение тайны языка, стремление найти совершенный инструмент мысли, через слово, как магический кристалл, показать суть вещей и слов.

Как пишет Андрей Балдин, «Карамзин не просто путешествовал по Европе, он в каждой стране отыскивал мыслительные и словесные приёмы, помогающие его тексту «прозреть»… В итоге русский путешественник привез на родину совершенный «прибор» по производству текста. Он искал прибор-буквоскоп, надёжный, «вечный», и, наконец, обрёл его – в движении, в смене явных и сочинённых пространств. Успех был совершенный: русская публика словно прозрела, читая его книги. Литературные герои Карамзина (та же акварельно наведённая бедная Лиза), и за ними герои его «Истории» – ожили, приблизились, стали отчётливо видимы».

Каким образом Карамзин совершенствовал свой язык, что дало ему европейское путешествие для создания инструментария языка посетитель выставки узнает из первой части экспозиции, где будет представлена книга-исследование учёного-архитектора, писателя Андрея Балдина «Новый Буквоскоп или запредельное странствие Николая Карамзина». Будущий декоративный оптический прибор, чертежи которого предстанут в авторской книге, позволит «различить» содержание старинных книг и раритетов, не предназначенных в библиотеке к публичному просмотру.

В следующем зале мемориальной экспозиции «Карамзинская общественная библиотека» хранятся редкие книги рубежа XVIII – XIX вв., запечатлевшие знаменитые открытия века и входившие в поле зрения молодого Карамзина. Это книги, воспитавшие Карамзина и заинтересовавшие современных художников книги. Медицинские и звёздные атласы, гороскопы и календари, травелоги и альбомы, трактаты и навигации – по ним вполне можно представить круг идей и картину мира того времени.

Как пишет один из кураторов проекта Евгений Стрелков, «… современным художникам было предложено изобразить свои «картины мира», тематически отталкиваясь от фолиантов двухсотлетней давности. Получившаяся выставка – перекличка книг современных и старинных, реверанс нынешних авторов своим предшественникам – и при этом включение в зону теперешнего внимания полузабытых историй, суждений и ментальных практик.. А инструментарием современному художнику служит многое: это и современные материалы и технологии вплоть до лазера пластика – и старинные приёмы в оформлении или в манере изложения. Плюс ко всему – новейшие медиа – фотография и анимация, синтезированный звук и видео, цифровая печать и компьютерные интерфейсы. Так книжный космос обретает движение и звучание, сохраняя при этом сложность устройства традиционной книги с её маргиналиями и сносками, ссылками и врезками, таблицами и иллюстрациями. Будучи же объединённые в одной экспозиции, авторские книги действительно формируют картину мира, пусть не всеобъемлющую, но плотную и многомерную, а зритель волен подставить своё зеркальце, участвуя в создании общего калейдоскопа смыслов, форм, текстов и образов».

Комментарии недоступны