Говорить о восприятии Гоголем Карамзина мы можем на основании главы «Карамзин» из работы Н.В.Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» и ряда других статей.
Карамзин занимал большое место в сознании людей того времени. Его авторитет был очень высок. В своей главе «Карамзин» Гоголь говорит о социальных и нравственных идеях Карамзина, его отношении к миссии писателя, о литературе.
Гоголь обращается к «Похвальному слову» М.П.Погодина, как к его лучшему сочинению. Главная мысль, которую выделяет Гоголь, — «писатель может быть у нас независим и почтен всеми равно, как именитейший гражданин в государстве». Гоголь отметил, что Карамзин первый доказал, «что писателя не может стеснить цензура, если он уверен в своей правоте и исполнен желания донести её до людей.
Гоголь испытал влияние Карамзина еще в детстве, в деревне.
Карамзин был для многих в то время «незабвенным», «драгоценным».
Личность Карамзина производила на современников гораздо большее впечатление, чем его произведения.
Гоголь отмечает подход к человеку с точки зрения выполнения им своего долга…
Имя Карамзина часто встречается в гоголевской переписке. С его именем связан приоритет нравственности в литературе. В этом отличие гоголевской позиции от пушкинской.
Пушкин считал, что литература не нравоучение.
Сопоставляя две публикации, «Авторская исповедь » Гоголя и «Что нужно автору» Карамзина, можно сделать вывод, что Гоголь ставил Карамзина выше себя. У Карамзина есть «благоустроенность души», чего лишён был Гоголь, понимая это. Карамзин считал, что писатель должен иметь страсть к добру, желание всеобщего блага — только тогда он может быть автором. «Дурной человек не может быть хорошим автором», — мнение Карамзина.
От успехов словесности зависит жизнь нации — Гоголь. Как видим, нравственное совершенствование сближает их обоих, хотя процесс нравственного совершенствования — не тема Карамзина. У него обычно человек изначально наделён определенными качествами.
Нужно иметь много любви к человеку, чтобы стать достойным гражданином и писателем. Карамзин: «Писатель, воспитайся, прежде всего, как гражданин земли, страны своей».