Карамзинские чтения — итог

11 декабря 2021 года состоялась XX научно-практическая конференция «Карамзинские чтения». Тема конференции «Н.М. Карамзин и мир: прошлое, настоящее, будущее».

Конференция по традиции прошла в Декаду Отечественной истории в Ульяновской области и в этом году была приурочена к 255-летию со дня рождения Н.М. Карамзина. Традиция проведения Чтений продолжается, и это говорит об актуальности наследия Н.М. Карамзина и неослабевающем интересе к его личности, а также о продолжении консолидации научных и общественных сил в целях получения новых исследований и популяризации наследия Карамзина.

Мы помним, как всё начиналось. В 1992 году в связи с празднованием 226-летия со дня рождения, 166-летия со дня смерти Н.М. Карамзина и необходимостью консолидации научно-исследовательских сил на родине великого писателя, историографа, общественного деятеля по инициативе академика Д.С. Лихачева при Ульяновском государственном педагогическом университете имени И.Н. Ульянова была создана «Карамзинская лаборатория» по изучению наследия Н.М. Карамзина и в целом русской литературы и культуры конца XVIII – первой четверти XIX вв. Научным руководителем стал профессор, доктор филологических наук С.М. Шаврыгин.

В настоящее время объединены усилия Карамзинской лаборатории в Ульяновске, специалистов-историков и филологов разных регионов России, краеведов, библиотечных музейных и архивных деятелей в формальную структуру Центр изучения наследия Карамзина, который продолжает проведение ежегодных Карамзинских чтений и выпускает сборники материалов конференции.

Река времени всё больше отдаляет нас от эпохи Карамзина, но актуальность его наследия, его взглядов и убеждений не оставляет сомнений. Это подтверждают выступления участников конференции, представляющие Карамзина многообразно: в интерьере времени, в исторической парадигме, в многочисленных дружеских и профессиональных связях с современниками.

На конференции был представлен широкий спектр литературоведческих исследований разных аспектов творчества Карамзина. И всякий раз Карамзин открывался вновь, был интересен и актуален. Как верно отметил в присланном докладе настоятель храма Богоявления села Прислонихи Карсунского района Ульяновской области отец Дмитрий (Савельев), «… историческая правда многих событий, равно как и действительная значимость многих публичных и не публичных личностей может быть раскрыта и понята только по прошествии времени; эта правда схватывается не живым ощущением свидетелей и очевидцев, а добывается какой-то непростой интеллектуальной и духовной работой».

Более двух с половиной веков отделяет нас от рождения Карамзина. Это время включает в себя собственно эпоху Карамзина, в которую он жил, трудился, общался, страдал, мыслил, рос. Эпоха после смерти Карамзина, начальная попытка осознания современниками значимости Карамзина, его столетний юбилей, восприятие критикой девятнадцатого века, Карамзин в советское время – время забвения и постепенное возрождение и возвращение Карамзина. Мы смеем надеяться, что человека 21 века продолжает интересовать сама личность Карамзина, её внутреннее богатство, гражданская позиция историка, его высокие моральные качества и конечно, его труды.

На протяжении ряда лет в Ульяновске накоплен большой исследовательский опыт, нашедший отражение в серии сборников материалов научно-практической конференции «Карамзинские чтения». Но каждая ежегодная встреча – это новые открытия, заново пристально прочитанные страницы произведений Карамзина и осознание необходимости изучения наследия Карамзина для современного развития российского общества.

Задав тон всей конференции, молодой учёный из Музея-заповедника «Остафьево» (Москва) Татьяна Егерева рассматривала актуальность Карамзина в нескольких плоскостях. Прежде всего, это дружба, дар привлекать к себе людей, талант создавать вокруг себя любящее пространство (подтверждение тому его письма к жене, детям и друзьям), его мужество и гражданственность (заступничество за Новикова, отношение к декабристам), способность хладнокровно выслушать критику и многое другое.

Какие мысли владели Карамзиным в начале 19 века, до начала издания журнала «Вестник Европы»? – об этом рассказал Зубков Николай Николаевич, главный научный сотрудник Центра редких книг и коллекций Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М.И. Рудомино (Москва). О Карамзине-журналисте и его отношении к полемике поведала кандидат филологических наук Акчурина Александра Романовна, доцент кафедры медиалингвистики факультета журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (Москва) в докладе «Н.М. Карамзин и полемика в журналистике и литературе». Главный вывод, который делал для себя Карамзин, остался современен и сегодня: «Тот есть для меня истинный философ, кто со всеми может ужиться в мире; кто любит и несогласных с его образом мыслей». Тема героической личности в истории у Карамзина и других историков была поднята в выступлении доктора филологических наук Сергея Михайловича Шаврыгина. Сравнительный анализ рассказов Карамзина и Бестужева-Марлинского представила доцент кафедры литературы Ульяновского педагогического университета Татьяна Демидова; как перекликаются сюжеты «Истории государства Российского» Карамзина в лирике Николая Языкова рассказала Анна Александровна Соболева, учёный из Москвы, финансово-юридический Московский университет. Интересные факты о Карамзине в восприятии Николая Васильевича Калачова, известного в своё время историка, юриста 19 века, представил учёный секретарь Пензенской областной библиотеки имени М.Ю. Лермонтова, кандидат исторических наук Дмитрий Мурашов. Во времена Карамзина, в его эпоху, с её известными и неизвестными героями погрузила участников конференции заведующая научно-исследовательским отделом ГИММЗ «Родина В.И. Ленина» Елена Беспалова.

Разные аспекты карамзинской темы были интересны всем, кто принял участие в конференции.

Подводя итог конференции, можно уверенно сказать, что цель её и прежних подобных встреч вполне оправдывает себя. С каждой встречей продолжается разговор о том, насколько живо наследие Карамзина сегодня, насколько незримо он присутствует в наше время. Важно и ценно то, что в личности Николая Михайловича Карамзина мы вновь ищем опору нравственного самосознания и истоки деятельного добра.

В этой связи хочется вспомнить слова австрийского композитора Густава Малера: «Традиции – это не поклонение пеплу, это передача огня». Эти слова очень созвучны традиции проведения Карамзинских чтений, поддерживающих живой интерес к личности Николая Карамзина.

Комментарии недоступны